Тема дня

Достижения и разочарования губернатора (продолжение)

Автор: Сергей ОДИНЦОВ 16 Января 2014 PDF Печать E-mail

Смоленские губернские ведомости. Достижения и разочарования губернатора (продолжение)

Как будет экономить и зарабатывать Смоленская область. Об этом и многом другом - откровенное интервью главы региона Алексея Островского

О рейтингах, налогах и долгах

- По каким событиям-индикаторам общество сможет судить о работе главы региона в 2014 году? Как вы относитесь к различным рейтингам, которые сейчас появляются?

- Ушедший год был ознаменован юбилеем столицы региона. Глядя в будущее, я вижу одни и те же проблемы, актуальность которых из года в год не уменьшается. Поэтому в 2014 году предстоит сохранить и приумножить социальные гарантии для жителей региона - создавать новые рабочие места и улучшать качество жизни. В следующем году мы снова будем стараться привлекать инвестиции, повышать налогооблагаемую базу и за ее счет повышать социальные расходы.

Что касается рейтингов, я, как профессиональный журналист и пиарщик в прошлом, прекрасно знаю им цену. Знаю, кем, как и на каких условиях они составляются. Я не собираюсь платить за свое место в первой «десятке» или «двадцатке». У меня есть два рейтинга - уровень оценки моей работы со стороны жителей Смоленской области и уровень ее оценки со стороны президента.

Считаю, что при нашей экономике мы работаем неплохо. Хотя, наверное, многие считают, что можно работать лучше. Со стороны всегда легче критиковать, когда не знаешь реального положения дел. В первую очередь это касается потери более миллиарда рублей налогов на группе консолидированных налогоплательщиков. Когда мы формировали бюджет 2013-го, мы были уверены, что они будут платить здесь. В середине года им прошли сигналы заплатить в Москве и Санкт-Петербурге, по месту нахождения головных офисов. Но даже несмотря на это, все социальные гарантии жителям мы обеспечили. Более того, в 2013 году у нас появилась та норма, которой до этого на Смоленщине не было: многодетным семьям мы выделяем по 3 тыс. рублей на каждого ребенка для приобретения школьной формы.

- Когда ваша команда пришла в область, одним из приоритетов вы ставили сокращение госдолга региона. Но, как мы видим, сократить его не удается. А тут еще «сюрприз» с консолидированными налогоплательщиками. Думаете, удастся ли вернуть налоги, которые ушли на уровень Федерации, и будут ли «прощены» долги нашей области?

- За первые полтора года работы администрации области нам удалось сократить долг региона на полмиллиарда рублей. Мы сохраняем те установки, которые важны для будущих поколений, а не «проедаем» деньги ради электоральных плюсов для себя. Ранее руководители региона принимали решения, большинство из которых не были просчитаны экономически и не обеспечивались деньгами в бюджете. Для этого брали многомиллиардные кредиты в коммерческих банках под огромную процентную ставку. Таким образом, прошлая администрация, получив регион с долгом в 400 млн. рублей, оставила нам за четыре года своей работы долг в 15 млрд. Мы его сокращаем, выполняем майские указы президента, выплачиваем долги Газпрому, благодаря чему началась газификация региона. Кроме того, из областного бюджета на 2014 год «выпало» порядка 3 млрд. рублей налогов. Когда мы столкнулись с этими вызовами, которые не являются виной работы администрации под моим руководством, я дважды встречался с министром финансов Силуановым и «пробил» два бюджетных кредита. Не все мои коллеги-губернаторы могут похвастаться такими результатами. Здесь нужно отдать должное Владимиру Жириновскому и Сергею Неверову за серьезную политическую помощь в принятии этих решений. Благодаря этим двум федеральным руководителям и нашей работе мы получили 7 млрд. рублей в качестве бюджетного кредита.

Они пойдут на выплату зарплат и социальных пособий, а также на замещение коммерческих кредитов, взятых до нас. За счет существенной разницы в процентной ставке экономия составит сотни миллионов рублей. Что касается общеэкономического фона, он очень негативный по всей стране. Со стороны всех моих коллег звучат призывы к федеральному центру списывать долги субъектам. Случится ли это, мне неизвестно. Насколько я понимаю, позиция министра финансов по этому вопросу крайне отрицательная. Но мне кажется, эти решения должны приниматься на высшем уровне руководства страны.

Об инвестициях

- Обсуждая бюджет, многие депутаты и представители политических партий говорили о том, как тратить. Но тема, как зарабатывать, ушла на второй план. И все-таки откуда область будет брать деньги в ближайшие три года?

- Работа по привлечению инвестиций не видна, но она проводится. У нас есть уже серьезные успехи в этом направлении. В 2013 году нам удалось привлечь в бюджет региона 4 млрд. 100 млн. федеральных денег на различные программы. Это почти на 0,5 млрд. больше, чем в 2012 году. Это результат кропотливой ежедневной работы с министерствами и правительством. В 2014 году мы будем тратить средства по-новому: разработали 27 региональных целевых программ, через которые будет проходить более 90 процентов всех средств расходной части бюджета.

Я много раз говорил, что за полтора года невозможно увидеть результаты работы по привлечению инвестиций. Чтобы подготовить все необходимые документы и построить предприятие, требуется минимум три года, а потом его еще нужно запустить. Мы построили работу с уже действующими предприятиями на территории региона таким образом, что сейчас выходим с ними на второй-третий этапы строительства. По ряду предприятий уже есть серьезные успехи. Например, сейчас совместно с руководством Останкинского мясоперерабатывающего завода мы вышли на вторую очередь этого проекта. В рамках 2013 - 2015 годов область получит дополнительные 3 млрд. рублей инвестиций и дополнительный социальный эффект - около 800 новых рабочих мест.

Серьезную работу провели по расширению Игоревского деревообрабатывающего комбината. Мой первый заместитель Михаил Питкевич работал с банковской системой, помогая предприятию получить кредитование для реализации проекта. В рамках 2013 - 2015 годов в развитие завода будет вложено порядка 7 млрд. рублей, а социальный эффект выразится в создании 560 новых рабочих мест. Что касается «Специального солнечного стекла России» - завода в Ершичском районе, его мощности будут строиться в 2013 - 2017 годах. Общий объем инвестиций - 2 млрд. 365 млн. рублей. Социальный эффект - создание 200 рабочих мест. В Темкинском районе в 2014 - 2015 годах мы совместно с московским ООО «Вирмонт фуд» создадим птицеводческий комплекс по выращиванию мясных бройлеров. Общий объем инвестиций - 5 млрд. 800 млн., социальный эффект - создание почти 600 рабочих мест. В Ярцеве совместно с ООО «Алюминиевый век» занялись строительством алюминиевого литейно-прокатного завода. В рамках 2014 - 2019 годов объем инвестиций составит порядка 4 млрд. 940 млн. рублей, социальный эффект - 600 рабочих мест. В Смоленском районе краснодарская компания «Тандер» построит распределительный центр. Проект будет реализован до 2016 года, объем инвестиций - 0,5 млрд. рублей, социальный эффект - создание 500 рабочих мест.

О новшествах в ФЗ

- Недавно вы участвовали в разговоре на федеральном телевидении, где произнесли фразу, что до трети бюджета может быть разворовано из-за несовершенства законодательства в сфере регулирования госзакупок. С 1 января вступил в силу новый закон - 44-й ФЗ. Вы можете как-то охарактеризовать его? Это будет шаг вперед или старые проблемы останутся?

- Жители региона должны правильно понимать ту неточность, которая возникла в моем диалоге с ведущим программы «Воскресный вечер» Владимиром Соловьевым. Говоря о возможности сохранить до трети бюджета, я говорил не про казну субъекта, а про средства, выделяемые на государственные закупки. Я уверен, до трети этих денег можно сэкономить, если навести в системе порядок. Что касается смены 94-го ФЗ на 44-й ФЗ, я бы не питал иллюзий. С заменой закона ситуация улучшится, но комплексно не решится: когда есть противоядие, отравители найдут новый яд. Конечно, 44-й закон будет более эффективен, но наверняка найдутся те, кто придумает, как его обойти. И тогда возникнет необходимость вновь менять законодательство. Плюсы нового закона в том, что он является рамочным. При необходимости правительство сможет уточнять и корректировать его через свои постановления. Что касается госзакупок и выделяемых на них средств, по новому ФЗ это право будет отдано субъектам. Уверен, среди губернаторов, которые думают о своих выборных перспективах, должны начаться соревнования, кто установит наименьшую планку для закупки в субъекте дорогостоящей техники. Это уже плюс, если мои коллеги будут думать о том, что им предстоит идти на выборы.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Кино будет

- 29 октября постановлением администрации области было ликвидировано Смоленское кинообъединение. Но средства на него продолжают выделяться, причем с нарастанием расходов.

- Никто не собирается лишать жителей региона возможности знакомиться с кинотворчеством. Мы будем оказывать максимальное содействие, чтобы люди из муниципальных образований могли смотреть фильмы. Именно поэтому финансирование не сокращено, а увеличено. Другой вопрос - организационно-правовая форма. В кинообъединении работало 35 человек. Фактически они получали зарплаты только за то, что сидели на коробках с фильмами. Сейчас мы сократили это объединение, в структуре департамента по культуре будет создан отдел из пяти человек. Там останется техника, с которой будут выезжать в районы. А все ленты передадут в областной архив. Это решение мы приняли исходя из здравой экономии средств.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить