Тема дня

«Понюхал пороха на войне 1812 года»

Автор: Кирилл УСОЛЬЦЕВ 10 Октября 2012 PDF Печать E-mail

 border=

Николай Волков снялся в знаменитом фильме Сергея Бондарчука «Война и мир». Работа над картиной велась на Смоленщине

- Мы привыкли к постоянным взрывам. Кругом дым, дышать нечем, а ты бежишь. Здесь-то я и понял, что значит выражение «понюхать пороха»...

Это не воспоминания ветера­на Великой Отечественной вой­ны. Речь идёт об Отечественной войне 1812 года. И хотя про­тивостояние между Россией и Францией случилось 200 лет назад, в сражениях довелось участвовать нашему современ­нику Николаю Волкову. В 1963 году 18-летний Николай, солдат срочной службы, неожиданно для себя стал киноактёром...

 

«Гоняли нас в хвост и в гриву!»

Летом 1812 года русская армия с боями отступала от границ к Москве, а 26 августа состоялось кровопролитное Бородинское сражение. Литературным памят­ником тем событиям стал роман Льва Толстого «Война и мир». А в ХХ веке режиссёр Сергей Бон­дарчук создал памятник кинема­тографический - экранизацию романа с грандиозными баталь­ными сценами, в которых и при­нял участие Николай Волков.

Было это в 1963 году. Весной Николая призвали в армию. А летом повезли в Смоленскую об­ласть, в поля рядом с городом До- рогобуж. Там проходили съёмки «Войны и мира». Были построе­ны бутафорские деревни, разби­ты лагеря русской и французской армий, размещены сотни пушек, стояли отряды кавалерии.

Для съёмок батальных сцен собрали более 15,5 тысячи че­ловек, большая часть из них, как и Николай Волков, сол­даты срочной службы. Война в то время для советских лю­дей была ещё реальностью, а не воспоминаниями. Чтобы не испугать жителей окрестных посёлков массовым перемеще­нием огромного количества во­енных, в населённых пунктах были расклеены объявления, в которых объяснялось, что будет сниматься фильм.

Жили новоиспечённые актё­ры согласно армейскому укла­ду - в палатках. Но с 9 утра до 5 вечера ходили в одежде не по уставу - попеременно щеголя­ли в форме французской и рус­ской пехоты времён войны 1812 года. Кстати, солдаты стреми­лись «воевать» на стороне фран­цузов, так как у них была более удобная форма. Обмундирова­ние было у всех, а вот ружей не хватало. Из палок и тростника делали нечто похожее на кара­бины. Таких бойцов ставили в ряды подальше от камер.

- Нас передавали в подчинение съёмочной группе, они коман­довали, куда бежать, где падать. Весь день нас гоняли в хвост и в гриву. Однажды бежал мимо пу­шек, и они начали стрелять. Ря­дом со мной так грохнуло, что я метра на три от страха подпрыг­нул, - с улыбкой вспоминает 67-летний Николай Волков.

 

Смоленские губернские ведомости

 

СПРАВКА «ВЕДОМОСТЕЙ»

Фильм Сергея Бондарчука «Война и мир» считается одним из наибо­лее масштабных проектов в мировой и советской кинематографии, при съёмках использовались принципи­ально новые оборудование и мате­риалы. Съёмки начались 7 сентября 1962 года и закончились в 1967-м.

В своё время фильм получил около десятка наград, в том числе главный приз Московского кино­фестиваля, премии «Оскар», «Зо­лотой глобус» и Национального совета кинокритиков США за луч­ший фильм на иностранном языке.

 

Смоленские губернские ведомости

 

Кстати, при постановке сра­жений использовалось 23 тонны взрывчатки и 40 тонн керосина. Так что было от чего подпрыг­нуть!

«Коли штыком его, коли!»

Одна из наиболее запомнив­шихся Николаю Волкову сцен - поле, усеянное «трупами» солдат, которое после сражения объез­жает Наполеон (актёр Владислав Стржельчик) на белом коне.

- Жара была сильная. Русских и французов на поле разложили вперемешку. Все приняли уби­тый вид - кто ногу подвернул, кто в нелепой позе упал, - рас­сказывает Николай Иванович. - Из вёдер нас мазали красной водоэмульсионной краской - создавали эффект месива из крови, людей и грязи. Пиротех­ники дали дыма, а пожарные из брандспойтов начали поливать водой. Долго так лежали под «дождём», от жары отдохнули. А потом даже замёрзнуть успели.

Однажды Николай Волков едва не сорвал съёмку одной из сцен. Русские и французы нахо­дились на разных берегах реки и в бой вступили прямо в воде.

- Забежали в речку. Смотрю, а на меня с того берега идёт мой друг, односельчанин Алек­сей Сулиминов, с которым я призывался в армию, - делит­ся воспоминаниями наш собе­седник. - Не виделись мы уже полтора месяца и давай обни­маться! А Бондарчук в громко­говоритель кричит нам: «Мне бой нужен, а не радость ваша, коли штыком его, коли!»

Много проблем доставляла кавалерия. Когда сотни кон­ников в конце дня покидали площадку, пешим приходилось идти в облаках пыли. Солдаты обратились с просьбой к Бон­дарчуку выводить кавалерию последней. Режиссёр согласил­ся, хоть кавалерия и являлась элитой среди массовки.

- У них была рискованная рабо­та, - рассказывает Николай Вол­ков. - Чтобы кони падали, будто в них попала картечь, делали рас­тяжки из верёвок. На полном ходу лошади валились и скидывали всадников. Один кавалерист упал на штык и сильно поранился.

В двух эпохах послужил

В выходные кино не снимали - все отдыхали. Для солдат ак­тёры «Мосфильма» устраива­ли концерты. Выступал цирк. Приезжали буфеты.

- Мы и в деревни соседние бегали. Скажем ротному, что за конфетами, а сами фляги по­нятно чем там наполним, - делая характерный жест у шеи, гово­рит Николай Иванович. - Са­могон стоил 1 рубль за бутылку. За это командиры, естественно, гоняли и наказывали.

Кормили от киностудии, по словам Волкова, на убой и очень вкусно, так что, когда за­кончились съёмки, еда в части казалась ужасной.

Шесть месяцев длились съёмки в кино, и эти полгода зачли в срок службы. Выходит, Николай Волков служил в двух эпохах - в XIX и XX веках. А Бондарчуку, Кутузову и Напо­леону солдат сказал спасибо, когда в часть пришёл приказ из Минобороны о том, что участ­ников съёмок по окончании службы нужно отправлять до­мой в первую очередь.

- Одна знакомая не знала, что я снимался в кино, и рассказала мне, что видела меня на экране, - говорит наш собеседник. - Но я сомневаюсь, что это был я.

Сам Николай Иванович, сколько ни смотрел фильм, себя в картине так и не увидел...



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить