Тема дня

Четвёртый заплыв «Ковчега»

Автор: Анастасия ПЕТРАКОВА 11 Марта 2014 PDF Печать E-mail

Смоленские губернские ведомости. Четвёртый заплыв «Ковчега»

Со 2 по 9 апреля в Смоленске пройдёт IV Международный театральный фестиваль «Смоленский ковчег»

Конкурсная программа фестиваля - предельно насыщенная. Смоляне увидят 14 постановок коллективов Швеции, Израиля, Литвы, Польши, Республики Беларусь и России. Зрителю предоставляется уникальная возможность познакомиться с творчеством театральных трупп из Вильнюса, Варшавы, Холона, Этрана, Минска, Витебска и Пинска, Липецка, Борисоглебска и Уссурийска. И, конечно, Смоленска - драмтеатр представляет на суд жюри физиологическое исследование «села Мордасова и его обитателей», проведенное заслуженным деятелем искусств Республики Беларусь Виталием Барковским (речь идет о комедии по повести Ф.М. Достоевского «Дядюшкин сон»), и «Королеву красоты» Олега Кузьмищева по пьесе Мартина Мак-Донаха. Плюс - феерия Смоленского областного театра кукол, приснившаяся Павлу Аскину, «PUPPET-SHOW - Привет! Бонжур! Хэллоу!».

Право открыть фестиваль предоставляется Русскому драматическому театру Литвы (Вильнюс) - 2 апреля на Большой сцене главной театральной площадки области смотрите психологический детектив Агнюса Янкявичюса «Метод Грёнхольма».

Смоленские губернские ведомости. Четвёртый заплыв «Ковчега»

Не кукольные страсти

В этом году расширилось и число смотровых площадок. Дабы щедрый на постановки «Ковчег» не дал трещину, спектакли будут идти не только на Большой и Малой сценах драмтеатра, но и в Большом зале Смоленского областного театра кукол.

3 апреля знатные «кукольники» приглашают гостей фестиваля на красочное шоу Павла Аскина «PUPPET - SHOW - Привет! Бонжур! Хэллоу!».

На следующий день на «крышу» кукольного театра спикирует шведский «Альбатрос» (Этран) с трогательной детской постановкой Роберта Якобссона и Шарлотты Гримфьорд Седерблад «The Girl & The Sea Turtle». В прошлом году смоляне уже успели познакомиться со сложным поэтическим языком коллектива, ориентированного на творчество Иржи Гротовского и скрупулезно исследующего общечеловеческие ценности. Даже название театра «Альбатрос» говорит о многом. Эта птица великолепна в стихии полета! Театр Роберта Якобссона прекрасен в полете за гранью, где не подготовленному к современному театральному наречию человеку, быть может, не все понятно. Однако нет сомнений в том, что даже малыши-шестилетки поймут историю девочки и черепахи - дети мудрее взрослых, ибо умеют не только видеть, но и думать сердцем…

5 апреля встречайте в Большом зале театра кукол гостей - труппу израильского театра «Матара» (Холон). Однако детей с собой брать не стоит - комедия Геннадия Юсима по пьесе Леона Агулянского «Любовь. Собака. Точка. Ру» предназначена для тех, кому уже исполнилось 16. Эта история была «подсмотрена» автором в реальной жизни. Вернее, в Интернете, где можно все. Он, недавно уволенный кинооператор, знакомится в Сети с иностранкой. Он выдает себя за пластического хирурга, Она - за успешного риелтора. Они решают встретиться. Встреча приносит разочарование. Расставание неизбежно? Как бы не так! Финал у постановки неожиданный. Главное, что все заканчивается хорошо…

Театр «Матара», что в переводе с иврита значит «цель», основан в 2004 году на базе театральной студии города Ариэль (Израиль). Почему коллектив выбрал именно такое название? Для него искусство - цель, а не средство существования!

Смоленские губернские ведомости. Четвёртый заплыв «Ковчега»

«Жизнь - только тень, она - актёр на сцене…»

Постановка варшавского театра «День смерти Моцарта» «Шинель №5» Мацея Войтышко, которую смоляне увидят 6 апреля на Малой сцене драмтеатра, - событие, которое пропустить невозможно! Ирреально-реалистическое действие спектакля происходит в подсознании актрисы, которая решилась пересмотреть свою жизнь.

Театр «День смерти Моцарта», основанный в 2003 году в Варшаве, интересен интеллектуальному зрителю по ряду причин. Так, вошедшие в труппу актеры отбирались по степени отрицания официальных ценностей и, благодаря усилиям режиссера Виталия Барковского и сценографа Владимира Матросова, смогли создать своеобразный театральный стиль, где не имеет значения язык. Язык, которым говорит театр, язык измученных и неприкаянных душ, которые собрались узким кружком единомышленников, чтобы отогреться, как Христос у костра... И главная идея этого творческого сообщества - никого не предать и чтобы тебя не предали. Чтобы любить и чтобы тебя любили, чтобы соединить несоединимые в этом мире явления...

Еще одна знаковая постановка - шекспировский «Макбет» Валерия Анисенко, сошедший с подмостков Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа. Этот блистательный белорусский коллектив запомнился Смоленску по спектаклю «Домой», отмеченному Гран-при «Смоленского ковчега»-2008.

Премьера трагедии «Макбет» состоялась 26 мая 2013 года на XV Международном театральном фестивале «Мельпомена Таврии». Кстати, еще в 1996 году детище Валерия Анисенко, поставленное совместно с артистами Республиканского театра белорусской драматургии, критики назвали «театральным явлением, которое не имеет аналогов в 50-летней истории Эдинбургского театрального фестиваля.

Четвертый по счету «Смоленский ковчег» увенчает воплощенная в пластике и страстных ритмах липецкая история одной любви - «Кармен иначе». Драматург Дмитрий Минчёнок предложил современную версию драмы Проспера Мериме, а режиссер и хореограф Анна Фекета (Липецкий драматический театр) наполнила ее новым смыслом, исследовав природу любви женщины и создав насыщенную, яркую палитру чувств, обогативших бессмертный образ Кармен. Эгоизм и жертвенность, счастье и боль, нежность и агрессия, ревность и всепрощение… Анна убеждена: тьма не может победить тьму - это сделает только свет. Ненависть не может разрушить ненависть - на это способна только любовь...

Битва за корону «Королевы Лир»

Одна из главных интриг фестиваля - соперничество двух «Королев красоты», спектаклей, поставленных по одноименной пьесе ирландского драматурга Мартина Мак-Донаха смоленским режиссером Олегом Кузьмищевым и его коллегой Адгуром Кове (постановка Борисоглебского театра им. Н.Г. Чернышевского).

Человеческая природа причудлива, капризна и мстительна, люди чаще всего глухи и жестоки друг к другу. И все же небезнадежны! Так пишет ирландец Мак-Донах. Пишет беспощадно правдиво, горько и очень смешно. Его пьесы дышат любовью к человеку и болью...

- Мак-Донах - новое явление в драматургии, - говорит Адгур Кове. - Как сказал о нем один британский театровед: «Это первый великий драматург ХХI века». Я полностью согласен с таким утверждением. Мак-Донах привнес в театр новый язык, новую поэтику, иные, порой весьма нестандартные взаимоотношения между героями...

Так чья же сценическая интерпретация «Королевы красоты» - пьесы, удостоенной премии Лоуренса Оливье, - окажется психологически тоньше, интимнее - интеллектуальная трагикомедия Кузьмищева или «черная комедия» Кове? Возможно, что их и сравнивать-то нельзя, поскольку у каждого творческого человека свой взгляд на одни и те же вещи и присущий только ему почерк.

- Мне кажется важным затронуть вечную тургеневскую проблему отцов и детей, не опускаясь при этом до буквального, плотско-физиологического, психического конфликта, - считает Олег Кузьмищев. - До каких пор ты имеешь право влиять на другого, зависимого от тебя человека, которого впоследствии ждет свой жизненный путь? Разве ты знаешь, что творится в чужой душе? У нас была изначальная задумка назвать спектакль «Королева Лир», тем самым приоткрыв взаимоотношения между матерью и дочерью, которую мать старается насильно удерживает и подминает под себя. Образно говоря, «Король Лир» наоборот. Но причина, почему мать ее не отпускает, остается между строк. Зрителю нужно будет «прочитать» этот невидимый текст и понять, почему все это происходит?

По мнению знатоков, смоленская «Королева красоты», препарирующая живую ткань человеческих взаимоотношений, беспроигрышно проникновенна и сильна уже тем, что одну из главных ролей играет заслуженная артистка России Галина Круть.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

«Киномай» начинается в марте

Юным художникам от 6 до 14 лет предлагают вспомнить лучшие моменты зимних Игр в Сочи и создать свои маленькие шедевры на тему «По следам Олимпиады».

Для детей от 11 до 15 лет - конкурс на лучший рассказ «Кино в моей жизни». Работы юных смолян оценят режиссер фильма «Усатый нянь» Владимир Грамматиков и автор сценариев к картинам «9 рота» и «Стиляги» Юрий Коротков! Материалы объемом до пяти страниц формата А4 принимаются по электронной почте Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript .

В свою очередь ребятам от 8 до 14 лет предоставится возможность запечатлеть для истории фотографии «Культурное наследие Смоленщины». А воспитанникам социальных учреждений предлагают снять видеоролик на тему «Наш дом в объективе» - показать небольшой фильм о месте, в котором они живут, учатся и набираются жизненного опыта. Все творческие работы принимаются до 25 марта. В мае жюри подведет итоги и вручит победителям дипломы и памятные призы.

Отдельно для маленьких певцов от 6 до 14 лет стартует конкурс «Нотки «Киномая». Заявки на участие принимаются до 20 марта! Прослушивания пройдут 29 марта и 8 апреля в «Губернском».

Все подробности - на сайте www.kino-may.ru.

Мария ДЁМОЧКИНА.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить