Тема дня

Взять и отменить

Автор: Ника АНТОНОВА 16 Октября 2013 PDF Печать E-mail

Смоленские губернские ведомости. Взять и отменить

Ученикам могут перестать задавать домашнее задание

Кто из нас, учась в школе, не мечтал, чтобы «домашку» взяли и отменили. Совсем. Многие взрослые, уже сами ставшие родителями, зачастую сетуют, что их чадам задают немыслимое количество заданий на дом. Мол, если их выполнять полностью, ребенку и поесть некогда будет, не то что на тренировку сходить или с друзьями в кино.

Столичные учителя тоже решили, что столько заниматься дома ни к чему. И с идеей отменить домашнюю работу пришли к президенту. Предложение прозвучало на встрече в Кремле, в ходе которой Владимир Путин, мэр Москвы Сергей Собянин и педагоги обсуждали проблемы образования. Преподаватели считают, программа и так перегружена, чтобы еще и уроками дома заниматься. «Музеи, театры - все это можно осваивать и учиться с удовольствием. А получается, ребенок, выполняя домашние задания, лишается возможности осваивать образовательную среду по-другому», - сказала директор гимназии №1520, победитель конкурса «Учитель года - 2012» Вита Кириченко.

Мысль, согласитесь, интересная. Кто ж откажется вместо четырехтомника «Война и мир» посидеть полтора часа в кинозале, смотря одноименную картину? Или вместо обычной зубрежки учебника истории поучаствовать в реконструкции сражения? Вот и Владимиру Путину мысль эта понравилась, и он признал ее важной и правильной.

И все же, как и у любого новшества, у этого предложения есть противники. Эксперты опасаются, что, отменив домашнюю часть образования, мы получим совершенных неучей.

- Домашняя работа - часть целостной системы обучения, формирующая содержание образования, - считает эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев. - Как говорил Эйнштейн, это то, что остается в памяти, когда все, чему учили в школе, уже забылось. Школьники 10-х и 11-х классов часто еще не способны сделать четкий и осознанный выбор, определить свое будущее призвание. И в таком возрасте любой предмет - лишь инструмент для оттачивания мыслительных процессов. Если же отказаться от этой системы и предоставить детей самим себе, они займутся только тем, что им нравится сегодня, а через год может разонравиться. Такие люди, развивающие себя в угоду мимолетным увлечениям, терпят разочарования в жизни, когда сталкиваются с реальностью. Одним из показателей такого необдуманного отношения стал тот факт, что выпускник сегодня может подать заявление на 15 специальностей. Но человек не может интересоваться сразу 15 специальностями полноценно! В результате - разброд и шатания, разочарование в сделанном выборе и, как следствие, загубленные карьеры.

Среди сторонников «домашки» много учителей, родителей и, как ни странно, есть и школьники. Хотя последние считают, что объем материала, заданного для домашнего изучения или повторения, можно и снизить.

- Нужно ли задавать домашнее задание всегда, по всем предметам и всем ученикам? - рассуждает учитель русского языка и литературы Ольга Ефременкова. - Думаю, нет. В первую очередь нужно точно уходить от заданий типа «Выучить параграф». Задание должно быть творческим. Кроме того, старшеклассникам надо давать работу, которая сможет их дисциплинировать, научить распределять свои силы и время. Может, стоит вообще давать индивидуальные задания.

Отменят или нет домашние задания в скором будущем - покажет время. Но, как считают педагоги, знания ученики приобретают не от количества «домашки» и зубрежки, а от желания учиться.

МНЕНИЕ

Смоленские губернские ведомости. Взять и отменить

Директор гимназии № 4 Леонид Дюг:

- Домашнее задание, если оно звучит как требование, чаще всего бывает неэффективно. В детях надо развивать желание учиться. Говорю о том, чтобы на уроке ставились цели и задачи, а дальше следовали самоосвоение и самозакрепление материала. Тогда получится единый образовательный процесс, в котором заинтересованы и педагог, и ученик. К сожалению, в нашей действительности это не до конца удается.

КАК У НИХ

Жизнь без «домашки»

Россия не новатор в отношении отмены домашней работы. В Германии, Франции и Англии во многих школах внесены такие изменения в учебную программу. Но с некоторыми оговорками. В школах, где на дом ничего не задают, учебный день заканчивается в 5 - 6 часов вечера. Фактически после обеда ученики закрепляют знания, полученные на уроках в первой половине дня, - та же домашняя работа. На этот шаг в Европе пошли по причине занятости родителей, которым некогда по возвращении домой проверять уроки своих чад. Пример такой школы начального звена есть и в Смоленске - прогимназия «Полянка».



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить