Тема дня

Прощай, паровоз

Автор: Смоленские губернские ведомости 28 Августа 2013 PDF Печать E-mail

Смоленские губернские ведомости. Прощай, паровоз

В Смоленской области сдают на металл последние российские ретропоезда

Были времена, когда по железной дороге сплошь и рядом вагоны тащили паровозы. Им не нужна была энергия, при необходимости они могли заправиться в любом месте – была бы вода и деревья. Для постоянного использования паровозы топили углем. Именно такая независимость паровоза позволила придать ему статус стратегического резерва – на случай ядерной катастрофы.

После XX съезда КПСС, когда совет министров принял решение прекратить строительство паровых машин и начать их ликвидацию, в шести километрах от Рославля было создано «кладбище паровозов». Действующие паровозы получили статус стратегического резерва.

По всей стране были разбросаны десятки сверхсекретных объектов – баз стратегического резерва локомотивов. Базы эти, естественно, на карте обозначены не были, а охранялись очень даже хорошо. На закате Советского Союза от этих баз решили отказаться. Большинство паровозов окончили свой путь на складах металлолома. На сегодняшний день на железной дороге Рославль - Фаянсовая находится единственная база стратегического резерва локомотивов. Сейчас там осталось лишь 12 паровозов.

Но и эти раритеты могут скоро кануть в Лету – они прогнили, и их потихоньку пилят на металлолом. Статус стратегического резерва база потеряла в 2004 году – после упразднения министерства путей сообщений.

В некоторых регионах паровозам умереть не дали – их отреставрировали и отправили катать туристов по ретромаршрутам. Правда, в нашей стране не так уж много осталось тех, кто умеет водить паровозы. Как, впрочем, и разбираться в них. Такие специалисты есть в Московском депо и в Татарстане. О подобном использовании старинной железнодорожной техники пишут и в Челябинской области.

Совсем недавно ремонтировали и реставрировали паровозы и в Рославле. В филиал Смоленского локомотивного депо приезжали учиться водить машины на паровой тяге машинисты из других городов. Как выяснилось, в России достаточно обеспеченных туристов, готовых оплатить удовольствие прокатиться по экскурсионному маршруту на ретропоезде. Значит, и сами паровозы, и машинисты, умеющие водить их, будут нужны еще долго.

В ТЕМУ

Практически все машины на паровой тяге из экспозиции Музея железнодорожной техники на столичном Рижском вокзале прибыли из Рославля. Еще два наших паровоза стоят на постаментах возле стадиона «Локомотив» в Москве и на станции Новозыбков.

База под Рославлем, кстати, по сей день находится под круглосуточной охраной, там запрещена кино- и фотосъемка, так как на ней кроме паровозов хранятся и электровозы.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить